“Не было на передовой музыки и гармони. На фронте не до музыки. Страшнейшее напряжение сил и чувств. Самое тяжелое испытание – постоянное давление смерти. Тогда солдату не до песен. Он идет в атаку на встречу смерти, кричит- подбадривает себя. Разум практически не работает. Выполняются действия и команды как автомат. Даже нет страха. На переформировании в тылу, в госпитале выручала гармонь и песня – она давала силы жить даже можно сказать врачевала израненные тела и души бойцов”, вспоминал Н.А. Мазаник полковник запаса, гармонист с большим стажем.
“На фронте никаких музыкальных инструментов кроме гармошки не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы пляски и пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались – немцы тут же открывали огонь. Почти у каждого немецкого солдата были губные гармошки. Играли они с большим мастерством. Когда линии окопов были близко мы слушали. Надо сказать, что у наших солдат так не получалось играть на трофейных инструментах.
После 3-х дней боев во время штурма Кениксберга и бессонных ночей, солдат сморил сон. Расстелив шинели солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялось несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости”. П. М. Шкиндер полковник запаса.
В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!” И даже существовал лозунг “В каждую роту – гармонь” В 1942 году по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. С начала войны фабрики выпускали для нужд фронта костыли и лыжи. Шуйский мастер Владимир Иванович Воробьев вспоминал свое военное детство:” Во время войны отцу приносили гармони в починку. Тогда, не понимал, а сейчас, удивительно, что люди в голодные военные годы думали еще о чем-то , кроме еды или как выжить. Платили отцу кто чем мог, чаще продуктами. Но сейчас понимаю, что это было не главным. Ему доставляло удовольствие вернуть изорванной гармони голос”
В тылу госпитале, в партизанском отряде зазвучала гармонь. Нередко партизаны в ходе рейдов по враженским гарнизонам отбивали вместе с оружием и музыкальные инструменты. В фондах музея Великой Отечественной войны в Минске хранится инструменты с которыми связаны человеческие судьбы, боль утрат боевых товарищей, радость Победы. Аккордеон «Hohner» 120 басов - трофей партизан отряда А.П. Дика Первой Белорусской партизанской бригады Витебской области, выставлен в экспозиции музея. Вот его удивительная история. 16 мая 1942 года разведчики партизанского отряда заметили на реке Западная Двина у деревни Островки две моторные лодки и открыли огонь. Первая моторная лодка была подбита сразу. В ней и был найден аккордеон. Вторая лодка подбита у деревни Беликово. Лодки шли из из Суража в Витебск. В бою было захвачено оружие, трое гитлеровцев и унтер-офицер. Аккордеон использовался во время агитационных поездок по селам оккупированной Витебщины. Во время немецкой блокады партизанской зоны аккордеон был переправлен через Суражские ворота в Москву с просьбой, передать Белорусскому ансамблю песни и танца. Под клавиши положено письмо «Играйте на нем веселей, и пусть звуки его гремят похоронным маршем для Гитлера». Работник БШПД Волошин Ф.И. по поручению правительства Республики нашел ансамбль в Новосибирске и вручил партизанский подарок. Аккордеон объехал немало фронтовых дорог и госпиталей. В 1944 году партизаны увидели свой аккордеон на партизанском параде в освобожденном Минске. С 1944 по 1954 год аккордеон участвовал в концертах Государственного ансамбля хоровой капеллы БССР им Г. Р. Ширмы. А в 1954 году был передан в музей Великой Отечественной войны, где находится и поныне.
Партизан отряда «Буревестник» Минской области Константин Федорович Малышкин прошел все суровые годы войны вместе с боевой подругой гармонью-двухрядкой.
«Каждый день – это борьба, за клочок родной земли. Рядом была боевая подруга - гармонь. Она помогала в трудные дни войны, после тяжелого боя берешь в руки гармонь, все собираются в кружок, и начинается песня. Она помогала поднять настроение, сохранить бодрость духа и звала к победе».
Александр Терентьевич Макушев, автор замечательной книги «Расскажи гармонь» вспоминал о своем боевом пути, где неизменно рядом с ним была гармонь. «Теркины-гармонисты балагуры были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках. Так Фадеев Иван Давыдович был одаренным гармонистом, имел хороший слух, понятие ритма и отличную память. Во всем проявлял находчивость, смекалку, выдержку и мужество, нередко, гипнотические способности. Что помогло ему дважды вырваться из вражеского плена. Многие гармонисты были отличными разведчиками. К сожалению, находясь на переднем крае борьбы, они погибали от вражеских пуль». Случайная встреча с гармонью в разведке, многокилометровом переходе давала бойцам силы и согревала мыслью о доме и любимой. Так описал в 1943 году поэт-фронтовик Николай Старшинов встречу с гармонью.
Всю неделю провели в походах,
Пулеметы тащим на себе.
Лишь однажды на короткий отдых
Разместились в бросовой избе.
Ни стола, ни лавки в ней, пустынной,
Но нашли ребята-москвичи,
Всю опутанную паутиной,
Тульскую гармошку на печи…
Разморило нас жарой июльской,
Вот прилечь бы, да забыться сном.
Но от разливной гармошки тульской
Ноги сами ходят ходуном
И плясали мы и распевали
Может час всего и вновь подъем.
Ну, а словно дома побывали,
Каждый в доме побывал своем.
И не случайно, в канун пятидесятой годовщины Великой Победы и 150-летия гармони на площади Смоленска был установлен памятник поэту-фронтовику Александру Твардовскому. Василий Теркин вместе со своей гармонью улыбается с постамента. Этот памятник - символ памяти миллионов погибших солдат, партизан, в том числе и войнов-гармонистов.
Песни военных лет – это отдельная тема, но, говоря о гармони нельзя не сказать и о песне. Прошло более 75 лет, но песни тех огненных лет понятны, они трогают душу своей прямотой, трагизмом и душевностью. «То что грело и поднимало – не просто незабываемо. Оно стало бессменным, вечно живым уроком задушевности, правды, и совести – тем самым мерилом, которым проверяется, подлинность новых творений». Такие песни, как «Лизавета», «Застольная», «Огонёк», «Землянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Потому, потому, что мы пилоты», «Пора в путь дорогу», «Катюша» исполнялись под гармонь и баян. Леонид Утесов говорил, что только песня обладает свойством приобретать массовый характер – это когда ее не только с удовольствием слушают в исполнении артиста, но и когда народ сам повсюду ее поет. «Военные песни звали в бой, скорбели о погибших, вселяли бодрость и напоминали о далеких любимых, дорогих, путь к которым идет через войну».
«Гармонь на фронте творила чудеса: бойцы забывали о нечеловеческих тяготах, и тогда гармошка была для каждого женой и подругой, невестой и дочерью. И равны были перед нею и вчерашний новобранец, и бравый капитан с Звездой Героя».
Ветеран вспоминал, что на фронте часто исполнялись частушки под аккомпанемент гармони.
«Немец хвастал, будто в клещи
Всех возьмет и все сожмет
Наши клещи вышли хлеще
Вышло все наоборот»
«Ты не жди фашист пощады
За грабеж и за разбой
Пулеметом и гранатой
Рассчитаемся с тобой»
«Будет всем врагам воякам
По загривку по спине
Ну а Гитлеру-собаке,
Так достанется в двойне»
В конце повествования хочется сказать, что даже в страшную годину, когда человек ходил под страхом смерти, и не было надежды на выживание, загрубевшая душа тянулась к свету. Песни под гармонь вселяли надежду, пусть в мыслях, возвращала солдата в семью, родную сторонку.
И еще, народ, который сочиняет и поет такие песни нельзя «сломать». Его можно очень сильно согнуть, но «сломать» нельзя. Песни военных лет одинаково близки седым ветеранам и молодежи. «Ощущение Победы» объединяет.