1. Выделить согласный (гласный) звук в начале (середине, конце) слова.
Например: аист (а), мак (а), коса (а).
2. Подобрать названия цветов (животных, птиц и т.д.), которые
начинаются со звука [а] (любого гласного или согласного звука).
3. Подобрать слова с определенным количеством звуков (4 звука – лапа).
4. От написанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы
каждое последующее слово начиналось с последнего звука
предыдущего. Например: дом – мак – кот.
5. Придумать и записать слова в два столбика с парными звонкими и
глухими согласными (п-б, т-д, к-г, в-ф, с-з, ш-ж).
6. Выписать из любого текста слова в два столбика с парными звонкими и
глухими согласными (п-б, т-д, к-г, в-ф, с-з, ш-ж).
7. Назвать ударный слог в слове (марка – мар).
8. Разделить слова на слоги.
9. Придумать слова, состоящие из двух или трех слогов.
10. Записать слова по слогам (под диктовку родителей), подчеркнуть
ударный слог.
11. Выбрать из текста слова, отвечающие на вопросы «кто?» или» «что?»,
подобрать к ним слова подходящие по смыслу и отвечающие на
вопросы «что делает?».
12. Назвать окружающие предметы, сказать, какого они цвета и из чего
сделаны.
13. Игра «Чепуха»: такое бывает? Кошка летает. Рыбка бегает. Стол
прыгает. Зайчик прыгает. Дом прыгает.
14. Сказать, кто может бегать? Кто может прыгать? Кто может летать?
15. Назвать лишнее слово. Существительные: пальто, платье, кофта,
сапоги, брюки. Прилагательные: храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Глаголы: думать, ехать, размышлять, соображать.
16. Игра «Пары слов» (подбор слов по аналогии). Огурец – овощ, ромашка
(земля, цветок, клумба).
17. Отгадать предмет по описанию. Стройный, с тонкими ногами и
ветвистыми рогами (олень). Злой, серый, голодный (волк).
18. Закончить предложение, назвав слово-«неприятель». Слон большой, а
комар ... . Дерево высокое, а куст ... .
19. Сказать наоборот (игра с мячом). Одеть – (раздеть), вверх – (вниз).
20. Ответить на вопрос:
- Кто как передвигается? Лошадь – скачет, змея - ...
- Кто как ест? Кошка – лакает, корова - ...
- Кто как голос подаёт? Голубь – воркует, свинья - ...
- Кто что умеет делать? Учитель – учит, врач – ...
21. Отгадать, что это за животные. Хрюкает, роет ... . Блеет, бодается ... .
22. Уточнение связей между прилагательным и существительным. Игра
«Какой? Какая? Какое? Какие?»
Солнце какое? – жёлтое, яркое, большое, ...
Трава какая? – сухая, высокая, зелёная, сочная, ...
23. Игра «У кого какой хвост?» У льва – львиный, у медведя - ...
24. Рассказать всё о слове. Синквейн.
Пример: Утенок
1. Кто? Утенок (утята, утка)
2.Какой? (быстрый, смелый, неуклюжий, ловкий, осторожный, резвый, маленький, светленький, желтенький)
3.Что делает? (плавает, щипает, убегает, спасается, глотает)
4. Составить предложение. ( Маленький, неуклюжий утенок учится плавать.)
5. Вывод. (Утенок - это домашняя птица.)25. Игра «Маленький – большой -ещё больше». Рученька – рука – ручище,
домик – дом – домище.
26. Назвать детёнышей животных. У козы – козлёнок. У лисы - ...
27. Что из чего сделано? Стакан из стекла – стеклянный стакан, шапка из
шерсти - ...
28. Составить предложение по предметной, сюжетной картинке и
определить количество слов в нем.
29. Составить предложение с определенным количеством слов.
30. Составить предложение из слов, данных в беспорядке (грядке, на,
огурцы, растут).
31. Составить предложение с заданным словом.
32. Составить графическую схему предложения.
33. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное
слово).
34. Назвать слова, обозначающие несколько таких же предметов: машина
– машины, ключ - ...
35. Игра «Один – много». Один комар – много комаров. Одна ручка –
много ... . Одно окно – много ... .
36. Описать предметы, изображенные на картинках, отвечая на вопросы:
какой? какая? какое? какие? (размер, цвет, форма, материал, из
которого сделан предмет, какой предмет на вкус, на ощупь).
37. Игра «У кого какие детёныши?» Жеребёнок у лошади. Котёнок у ... .
38. Составить рассказ по предметной картинке (например: описание
берёзы).
39. Составить рассказ по сюжетной картинке.
40. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.
41. Читать и пересказывать сказки, рассказы, тексты.
42. Писать предложения по слуху (родители чётко проговаривают звуки,
произношение которых различается с написанием, ребёнок помогает
себе проговариванием). Например: Маша пила чай с лимоном.
Машина едет по дороге. Кот Мурзик лакает сметану.