Версия для слабовидящих
Улыбка Школа-интернат
№ 88 "Улыбка"
search
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Школа-интернат "Улыбка" » Педагоги » Страница Кудрявцевой Ю.К. » Классный час 9 класс

Классный час 9 класс

KIIM 251

Здравствуйте, ребята! Приближается один из самых молодых для нашей многонациональной России праздников – День отца.

https://razgovor.edsoo.ru/video/411/

Литературный образ отца. «Барышня-крестьянка». А.С. Пушкин В повести Александра Сергеевича Пушкина. 

«Барышня-крестьянка» можно увидеть образ отца - Григория Ивановича Муромского. Название повести тесно связано с ее сюжетом. Под барышней крестьянкой подразумевается главная героиня повести – Лизавета Григорьевна, дочь уездного помещика Муромского. Переодевшись крестьянкой, Лиза выдает себя за дочь местного кузнеца. В начале произведения образ Григория Муромского показан как отрицательный. Он был весьма зажиточным помещиком. В Москве живет на широкую ногу, беспечно тратит деньги. Вскоре деньги заканчиваются, и Муромскому приходится переехать в свое имение. Муромский является поклонником английской жизни. Весь его быт, манеры, обращение к дочери построены на английский лад. Соседи называют Муромского «англоманом». Он увлечен английскими журналами, его сад устроен как у англичан, конюх ходил в английском жакете, англичанка служила в доме гувернанткой. В течение повествования образ героя меняется. Проявляются положительные качества, выраженные через сильные отцовские чувства. Он 4 безмерно любит свою дочь Лизу, потерявшую рано мать. Балует ее. С одной стороны, чрезмерное потакание говорит о его легкомыслии. С другой, герой способен на глубокие чувства. Ему важны не только хозяйство, устроенное на чужой лад, и лёгкая трата денег, но и единственная дочь, к замужеству которой он подходит серьёзно и рассудительно. Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца? 

Литературный образ отца. «Капитанская дочка». А.С. Пушкин 

Андрей Петрович Гринев - один из образов отца в отечественной литературе. Человек старинного уклада, патриот своей Родины, любящий отец. Он хочет, чтобы его сын стал достойным гражданином, патриотом своей страны, настоящим солдатом. «Добро, - прервал батюшка, - пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни». Отправляя сына на службу, он хочет, чтобы сын действительно служил верой и правдой Отчизне, а не «гулял» по Петербургу: «Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать. Нет, пускай послужит вон в Армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Этими словами Гринев–отец выразил свое отношение к настоящей службе. А какой огромный смысл он вложил в благословение своего сына: «Прощай Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Суровость и категоричность нисколько не мешают Андрею Петровичу оставаться в глазах своего сына хорошим отцом. 

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца? 

Литературный образ отца. «Дома». А.П. Чехов 

Много произведений посвятил проблемам воспитания, семьи и семейных отношений Антон Павлович Чехов. Рассмотрим образ отца, представленный писателем в рассказе «Дома» (1887 г. ). Семилетний Сережа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что тот накажет его за проступок. Гувернантка обеспокоена тем, что семилетний ребенок начал курить, и просит помощи отца – прокурора окружного суда Евгения Петровича Быковского, человека умного и рассудительного. 5 «…В кабинет уже входил его сын Сережа, мальчик семи лет. Это был человек, в котором только по одежде и можно было угадать его пол: тщедушный, белолицый, хрупкий… Он был вял телом, как парниковый овощ, и все у него казалось необыкновенно нежным и мягким: движения, кудрявые волосы, взгляд, бархатная куртка…». Как можно было ругать столь хрупкого ребенка! И отец начал в мягком, сдержанном тоне объяснять сыну. Сережа слушал отца, но думал о своем, задавал разные вопросы. Ему хотелось, чтобы папа объяснил ему и другие вещи. Долго объяснял отец своему семилетнему сыну, что плохо, приводя примеры и доводы из жизни, но понял, что логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком. Перед сном сына сочиняет сказку. Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Сережу лучше всяких доводов: «Опять его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: «Не буду я больше курить…». Как и отец, Сережа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская. Ребенок не приемлет казенных слов отца (так нужно, должен). Его убеждает бросить курить сказка, сочиненная отцом. Отец понял, что в разговоре с сыном логических доводов недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребенком. Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца? Литературный образ отца. «Отцы и дети». И.С. Тургенев Образ Василия Ивановича Базарова. Скорее всего, это образ доброго, энергичного человека: «…самобытен, жизнерадостен, это человек труда, дела». Вот с каким настроением он описывает свой садик: «А ты посмотри, садик, у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы…». Василий Иванович Базаров, несмотря на возраст (60 лет), старается узнавать много нового. Он читает книги, что-то интересное ему рассказывает его сын Евгений. «Я, напротив, того мнения, что для человека мыслящего нет захолустья. По крайней мере я стараюсь, по возможности, не зарасти мхом, не отстать от века». Отец любит своего сына и гордится им. Воспитывал в нем лучшие качества: «…рано умел разгадать его, ничего не жалел для его воспитания». Прививал сыну любовь к наукам и саморазвитию. 6 Для Базарова отец в какой-то мере является идеалом (примером для подражания), потому что сам Евгений придерживался того же принципа, что и его отец: «Труд и свобода». Именно отец способствовал формированию некоторых черт характера Евгения; как и отец, Евгений тоже «человек труда, дела». Василий Иванович сыграл огромную роль в воспитании и развитии своего сына. Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца? Литературный образ отца. «Алые паруса». А.С. Грин Литературный образ отца представлен в хорошо всем известной повести Александра Степановича Грина «Алые паруса». Грин рассказывает историю девочки Ассоль, говорит о ее верности мечте и стремлении к ней. Рано лишившись матери, она росла с отцом – замкнутым и нелюдимым старым моряком, Лонгреном, который брал всю работу по хозяйству на себя. Отец и дочь очень любили друг друга. Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник забраться к нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовских рук, рассматривать сделанные отцом различные части игрушек-кораблей, расспрашивая об их назначении. Отец сыграл в ее жизни значительную роль. Он заложил в ней искренность и верность своей мечте. 

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца? 

Литературный образ отца. «В ожидании козы». Е.В. Дубровин 

Эта книга о суровом послевоенном времени. Закончилась война… В семью неожиданно возвращается отец, которого считали погибшим. Мужчина заново знакомится со своими сыновьями (восьми и четырнадцати лет). Заброшенным (матери просто не хватало сил) и не признающим ничей авторитет мальчишкам он кажется совершенно чужим человеком – диктатором, с которым братья решают бороться. А вокруг – голод, неразорвавшиеся снаряды, отсутствие работы. В поисках лучшей доли семья переезжает в родное село отца. Но и здесь нет спасения: та же разруха, а вместе с ней – жесткость и порой жестокость отца, которая оправдана его стремлением выжить семье, но не признаваемая братьями. Родители мальчиков уходят покупать козу, ведь молоко означает сытость и достаток. Но коза не становится символом счастливой жизни… 7 Что такое забота и любовь к близким старший мальчик начинает понимать только тогда, когда внезапно занимает место своего отца, место старшего, и осознает груз ответственности, на него обрушившийся. Оказывается, что потакание во всем и вроде бы доброе отношение не всегда подразумевает любовь. А вот подлинная забота часто требует твёрдости. Ответственность за чужую жизнь – непростая ноша. Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца? Литературный образ отца. «Кочерыжка». В.А. Осеева В отечественной литературе представлены образы отцов, которые взяли на усыновление детей. Например, произведение Валентины Александровны Осеевой «Кочерыжка». В селе, которое отбили у фашистов, сержант Вася Воронов нашел на огороде в капусте двухлетнего мальчишку, за которым закрепилось прозвище Кочерыжка. Мать мальчика была убита, и солдат принял решение забрать ребёнка с собой. «Неумелыми руками вытащил безусый сержант закутанного в одеяльце ребенка, сунул в карман бутылку с молоком и, наклонившись над мертвой женщиной, сказал: – Беру… Слышь? Василий Воронов! – и побежал догонять товарищей». Мы видим, насколько дорог стал мальчишка для Васи. Сержант отправил мальчика к своей матери и сестре. Им было очень трудно растить Кочерыжку, нечего было есть, но его не бросили. Когда вернулся с войны Василий Воронов, Кочерыжка стал называть его отцом «…А Кочерыжка уже тащил Васю за руку, показывал ему грядки, кусты и говорил, задыхаясь от радости: – Гляди, чего тут мы с ней насажали! Гляди, отец! Слово «отец» он произносил твердо, как будто давно привык к нему. А Вася Воронов, поминутно оборачиваясь к Самохиной, вернувшейся хозяйке собаки, повторял: – Спасибо вам за него, спасибо! – И неудержимо радовался: – Нет, каков сын-то у меня!». Молодой парень смог стать настоящим отцом маленькому мальчику. 

Вопрос учителя группам: Какое выражение подходит к описанию образа отца? 

1. Как вы полагаете, почему в произведениях отечественных писателей значительное место уделяется проблеме отца? 

2. Как вы думаете, литературные образы отца в произведениях писателей являются вымышленными или реальными? Почему? 

3. С какими произведениями вам хотелось бы более подробно познакомиться? 

4. Чем в целом заинтересовала вас тема сегодняшней беседы?

Интерактивное задание №1 «Поле чудес»

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/fathersday-89-1/index.html?back_url=/topic/9/grade/89/#/

Интерактивное задание №2

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/fathersday-89-2/index.html?back_url=/topic/9/grade/89/#/

 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Главная Рекомендации

432034, г.Ульяновск, пр.50 летия ВЛКСМ, д.5"А" (1 корпус)

+7 (8422) 58-94-23 (вахта) +7 (8422) 58-67-99 (секретарь) +7 (8422) 58-17-39 (директор)

432048, г.Ульяновск, ул.Севастопольская, д.4"А", (2 корпус)

+7 (8422) 58-85-73 (вахта)

Понедельник - пятница: круглосуточно. E-mail: koush6-1vid@mail.ru Администратор сайта