Важность речевого развития
Родители должны поспособствовать тому, чтобы их малыш как можно раньше начал осваивать невербальные коммуникации, практиковать обмен эмоциями, изучать обозначения предметов и явлений, вступать в диалог с близкими. Невербальное общение очень важно в нежном возрасте, когда малыш еще не умеет говорить, но уже показывает окружающему миру свои эмоции. Например, зевающий ребенок – это признак усталости, а улыбка на устах крохи говорит о его хорошем настроении и желании общаться. Родители, правильно реагирующие на такие невербальные знаки, показывают ребенку, как он важен для них, и тем самым провоцируют его на дальнейшее общение. Описание вслух материальных предметов или природных явлений стимулирует развитие речевой функции у подросшего ребенка. Он учится воссоздавать логические цепочки, рассуждать, применять свой еще небольшой опыт на практике. Полноценный диалог с малышом также влияет на развитие речи, а благоприятная атмосфера способствует общению.
Что дает хорошо развитая речь: развитие мыслительных процессов; формирование функций центральной нервной системы; быстрое чтение и грамотное письмо; четкое восприятие информации; повышается способность к обучению и дальнейшему развитию; правильное изложение собственных мыслей.
В борьбе с задержкой речевого развития
Задержка речевого развития обычно диагностируется на третьем-четвертом году жизни. Причин отставания от речевой нормы может быть множество. В зоне риска дети, получившие родовую травму, имеющие заболевания слухового аппарата, повышенное внутричерепное давление, а также недоразвитость лицевых мускул и определенные расстройства психики.
Логопедический массаж при задержке речевого развития дает очень хороший результат. Простые манипуляции мама может производить сама в домашней обстановке. Для развития речи очень эффективен точечный массаж. Эту процедуру осуществляет специалист. Он точечно стимулирует язык, губы, мочки ушей, щечки и кисти рук ребенка. Терапия также включает в себя массу игровых упражнений: песни, подражания звуковые, сказки, скороговорки, гимнастические элементы для мышц лица, занятия для мелкой моторики.
Заниматься с ребенком, отстающим в речевом развитии от сверстников, нужно каждый день Если такого малыша «запустить», то проявляются очень серьезные последствия: У ребенка отмечается задержка интеллектуального, эмоционального, психического развития. С течением времени это отставание выражается все ярче. После поступления в школу у ребенка возникают непреодолимые трудности с освоением материала. Нередко такого ученика переводят в коррекционный класс.
Зондовый массаж, как способ коррекции звуков
Наиболее распространенное нарушение речевого развития называется дизартрией. При этом у ребенка появляются большие сложности с артикуляцией, произношением звуков. При дизартрии логопеды назначают курс зондового массажа по нетрадиционному, но весьма действенному методу известного логопеда Новиковой Елены Викторовны. Для его проведения массажист использует восемь специальных приспособлений, которые также были разработаны автором методики. Называются они зондами. Зонды применяются в четкой последовательности. Каждый из них воздействует только на ту зону, которая остро нуждается в коррекции. Массажист определяет сам силу нажатия и чередует ее на разных участках.
Болезненные ощущения при массаже по Новиковой исключены. Дети, страдающие гипертонусом мышц, могут почувствовать напряжение. Чтобы снизить дискомфорт, посадите ребенка в удобное кресло или уложите на кушетку.
Как правило, в анамнезе данной категории детей отмечаются органическое поражение ЦНС. Следствием этого, в первые годы жизни у детей отмечается задержка речевого развития, дизартрический синдром, СДВГ и т.д.
В работе с данной категорией детей целесообразно использовать зондовый массаж артикуляционных органов.
Основная цель метода – нормализация речевой моторики. Применяя зондовый массаж специалисты-логопеды целенаправленно воздействуют на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускорится процесс исправления звукопроизношения. С помощью зондов производим различные движения в виде скольжения, отодвигания, перетирания мышц. Массажный комплекс подбирается индивидуально с учетом результатов диагностики. Результативность метода подтверждается данными полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами (г.Москва, 2000г.):
- дислалия исправляется полностью,
- стёртая дизартрия и послеоперационная ринолалия на 95 %,
- моторная алалия – полностью,
- исправление звукопроизношения у детей с ЦП зависит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40-80%.
Зондовый массаж может проводится на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на этапе подготовки артикуляционного аппарата к определенным артикуляционным движениям.
Задачи зондового массажа
1. Нормализация тонуса мышц языка, губ, уменьшение саливации, содружественных движений языка и губ, насильственных движений, артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий.
2. Активизация групп мышц артикуляционного аппарата, имеющих пониженный тонус и мышечную слабость.
3. Формирование мышечного уклада для нахождения артикуляции.
4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.
5. Укрепление глоточного рефлекса.
6. Опосредованное раздражение речевых зон коры головного мозга через мышечную стимуляцию периферического аппарата в целом (при ЗРР).
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей (логопед обучает их элементарным приёмам). Во время массажа используем различные отвлекающие средства: пение песенки, рассказывание сказки, превращение зондов в сказочных героев и т.д.
Показания и противопоказания
Зондовый массаж – процедура лечебная, поэтому она имеет свои показания и противопоказания. Показан курс логопедического коррекционного массажа детям, имеющим расстройства речевой функции. При серьезных нарушениях развития речи лечебные сеансы просто необходимы.
Процедура назначается малышам, у которых стоит один из диагнозов:
Дислалия. Недуг характеризуется искажением произношения звуков. При этом ребенок имеет нормальный слух.
Дизартрия. Болезнь вызывает расстройство артикуляции, сбивает речевое дыхание, угнетает интонацию и окраску произношения. В итоге вместо членораздельных звуков получается невнятная «каша».
Задержка психического развития. Ребенок с ЗПР отстает в интеллектуальном и эмоциональном плане от детей своего возраста. Процесс отставания обратим при регулярных занятиях.
Задержка речевого развития. Замедленное освоение родного языка диагностируется в возрасте до 3 лет. Недуг характеризуется отсутствием фразовой речи к двум годам и связных предложений к трем.
Заикание.
Противопоказаниями являются: фурункулы, гнойные ранки у массажиста или малыша; грибковые заболевания; синяки, ранки на массируемой зоне; туберкулез в активной форме; заболевания крови; образование тромбов в сосудах; отек Квинке; крапивница; злокачественны образования; простудные заболевания, грипп или инфекции; эпилепсия, судороги, тремор подбородка; возраст до 6 месяцев.
Зондовый массаж по Новиковой
Массаж по Новиковой – несложная процедура, дающая хорошие результаты. Логопед продумала свою методику таким образом, чтобы каждым зондом задействовать пораженный участок языка, губ, щек и мягкого неба. Постепенно эти области реанимируются.
Предварительно специалист осматривает лицевую мускулатуру ребенка, определяет степень ее поражения. На основе этих данных массажист может сделать вывод о том, сколько сеансов понадобится для устранения дефекта. Техника выполнения Требования к специалисту: наличие опыта и практики. Требования к зондам: оригинальность, только фирменные приспособления безопасны для ребенка. Требования к родителям: не пропускать сеансы и заниматься дома. Курс длится от двух до трех недель. Повторяют его через 40–45 дней. Каждое упражнение делают по 30–35 раз. В некоторых случаях вполне достаточно одного курса массажа для того, чтобы исправить речевые дефекты. Ребенка перед массажем нужно подготовить к процедуре: дать подержать зонды в руках, рассмотреть их. К массажу ребенок обычно привыкает с первого же сеанса.
Зонд 1 – вилочковый Заостренным концом зонда обкалывают язык, щеки, губы и мягкое небо. При этом идет активное сокращение мышц. Движения аккуратные, короткие. Постепенно можно вводить покачивания. Зонд устанавливают в точку и начинают покачивающие движения в разные стороны, затем вращают на одном месте по часовой стрелке в течение пяти секунд.
Зонд 2 – восьмерка Приспособление работает на губах, щеках и языке. Мышцы растирают петелькой вверх и вниз. По мышцам языка зонд не перемещают, а нажимают на язык и покачивают.
Зонды 3,4 и 5 – большие, средние и малые саночки Зонды отличаются размером, захватом массируемой зоны и силой надавливания. Этими приспособлениями стимулируют мышечные волокна языка, губ, щечек и мягкого неба.
Зонд 6 – топорик Достаточно интенсивно работает с губами, языком, скулами. Используют элемент вдавливания мышц и скольжения по ним. Топорик восстанавливает нормальный тонус и подвижность мышц. При гипотонусе сила нажатия больше, при гипертонусе – меньше. Давление длится не дольше пяти секунд.
Зонд 7 – крестовина Основная область для массажа крестовиной – язык. Нажимая на него и отталкивая назад, специалист провоцирует сокращение мышц языка.
Зонд 8 – толкачик Давление на язык этим зондом чередуется с расслаблением. Фаза нажима на язык длится пять секунд. А теперь посмотрите видео с мастер классом зондового логопедического массажа языка для детей, а также артикуляционная гимнастика.
Заключение
Процедура логопедического массажа приносит несомненную пользу, но при условии соблюдения рекомендаций медиков. Зондовый массаж по Новиковой нельзя делать грудничкам младше полугодовалого возраста. Логопедический массаж руками разрешен в любом возрасте, и при обнаружении проблем с речевой функцией приступить к сеансам ручного массажа нужно как можно раньше.