ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме. В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда. Окруженный город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней. Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была снята еще через год – 27 января 1944-го.
Давайте посмотрим видеоролик о событиях тех дней.
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/blockade-57-1/index.html?back_url=/topic/33/grade/57/
После просмотра первой части, ответьте на вопросы.
Вопросы:
- Как вы думаете, почему ледовая трасса в город, который был обречен фашистами на уничтожение, названа Дорога жизни?
- Почему памятник детям блокадного Ленинграда называется «Цветок жизни»?
После просмотра второй части, ответьте на вопросы.
Вопросы:
- В чем заключалась ценность подвига сотрудников института растениеводства?
- Казалось бы, музыкальные спектакли или футбольные матчи трудно назвать подвигом. Почему мы можем говорить, что для блокадного города это было важно?
После просмотра третьей части, ответьте на вопросы.
Вопросы:
- Почему не отменялись школьные уроки в такое тяжелое время?
- Почему тот факт, что учителя и школьники продолжали заниматься, называют подвигом?
После просмотра четвертой части, ответьте на вопросы.
Вопросы:
- Почему в самом конце Великой Отечественной войны Ленинграду было присвоено звание города-героя? У врага просто не хватило оружия для взятия города или город был так хорошо защищен войсками, которые отбивали врага? А может быть, сила Ленинграда была в чем-то другом? - Как вы понимаете выражение «подвиг во имя жизни»? В чём может заключаться такой подвиг?
- Какие символы героической стойкости жителей Ленинграда вы можете 7 назвать? (метроном, памятник «Цветок жизни», Дорога жизни, 125 граммов хлеба…)
В ролике упоминалось о том, что сотрудники Института растениеводства, как и другие ленинградцы, получали ежедневную норму хлеба – 125 граммов. Действительно, в самое тяжелое время, в конце 1941 года, столько хлеба выдавали людям по карточкам. Тем, кто работал на заводах, побольше, а служащим, детям, старикам – именно 125 граммов в день. Других продуктов почти не было, пока не открыли Дорогу жизни.
Я хочу вам показать небольшой ролик про этот хлеб. Почему он был таким маленьким? Ответ на этот вопрос мы найдем в видеофильме.
https://razgovor.edsoo.ru/video/1531/
Трудно понять, как люди могли жить в таких условиях, 8 особенно тяжелыми были зимы 1941–1943 годов.
Ответьте на вопросы.
- Что вы чувствуете, глядя на такой кусочек хлеба?
- Как блокадному Ленинграду удавалось печь настоящий хлеб и печенья для фронта?
После прорыва блокады жизнь города постепенно налаживалась: появлялись продукты, постепенно уменьшались обстрелы. Это событие стало одним из важнейших, связанных с переломом в Великой Отечественной войне. Но вклад в общую победу вносил весь народ нашей страны. Подвиги во время Великой Отечественной войны были разными. Труженики тыла работали по 12–14 часов на заводах под девизом «Все для фронта, все для Победы». Были и те, кто не сдавался даже в занятых фашистами городах. Так появились подпольные организации, одна из них – в городе Краснодоне, это были совсем молодые ребята из «Молодой гвардии».
https://razgovor.edsoo.ru/video/1532/
Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы. - Почему мы называем подвигом, казалось бы, обычную жизнь ленинградцев? - «Молодая гвардия» просуществовала несколько месяцев. Как вы думаете, почему мы считали бы подвигом жизнь молодогвардейцев, даже если бы они успели совершить всего лишь один свой поступок, например, разбросать листовки против фашистов или поднять красное знамя, не говоря уже об освобождении пленных красноармейцев?
Память о героическом прошлом очень важна для каждого из нас. Забыть о блокадном хлебе или о Дороге жизни – значит забыть о тех, благодаря кому мы живём в свободной и великой стране. Как вы думаете, какие дела, какие поступки могут помочь нам сохранить эту память?
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-57-dop.pdf
Презентация https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-57-presentation.pdf