Адаптивная физическая культура.
Целью деятельности коррекционного блока является определение, разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации учащихся с ДЦП. Содержанием коррекционной помощи является - выявление особенностей развития детей и их способностей к обучению в процессе коррекционно-развивающей и лечебно-профилактической работы, которые в силу специфики нарушения не могут получить квалифицированную помощь в других коррекционных учреждениях.
Базисный план школа-интернета предусматривает занятия по коррекции недостатков двигательных, психических, речевых функций.
В совершенствовании процесса обучения, воспитания, профессиональной ориентации, подготовки к труду и самостоятельной жизни детей с детским церебральным параличом специальные занятия АФК (адаптивной физической культурой) играют важную роль.
Содержание коррекционных занятий по лечебной и адаптивной физической культуре (ЛФК, АФК) определяется физическими особенностями и возможностями каждого обучающегося, воспитанника, учитывается динамика психофизического развития детей с ДЦП. Коррекционные занятия АФК проводятся в соответствии с учебным планом в форме групповых занятий с небольшой наполняемостью. В процессе комплексной коррекционной работы, направленной на формирование двигательной сферы учащихся, проводится входная, промежуточная, выходная диагностика на каждом этапе обучения.
Адаптивная физическая культура - самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта и представляет собой подготовку специалистов для преподавания физической культуры учащимся с отклонениями в состоянии здоровья. Сложность преподавания частных методик адаптивной физической культуры состоит в её многопрофильности, наличием множества нозологических групп инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения, слуха, интеллекта.
В связи с многообразием нозологических групп, недостаточностью научных сведений обо всех категориях инвалидов в возрастном аспекте, разнообразием двигательных, психических, сенсорных нарушений (причин, времени, степени поражения), наличием сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений, различием в развития сохранных функций особое значение уделяется осуществлению дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры, постановки и решения коррекционных, компенсаторных, профилактических задач.
Чтобы эффективно строить педагогический процесс, определять дидактические линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности необходимо проводить входную, промежуточную и выходную диагностику по определению физического состояния каждого обучающегося, воспитанника. Проводится анализ состояния здоровья, специфических нарушений физического и психического развития, факторов, влияющих на двигательную сферу, выделяются типичные двигательные расстройства:
- сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;
- нарушения физического развития диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный «корсет», снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;
- нарушение координационных способностей, быстроты реакции, точности, ритма движений, согласованности микро и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибюлярным раздражениям, ориентировки в пространстве, расслабления;
- сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей- силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;
- нарушение локомоторной деятельности-ходьбы, бега (особенно при нарушении опороспособности), а также лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т.е движений, составляющих основу жизнедеятельности.
Коррекционно-развивающие задачи в работе с учащимися, имеющими нарушения двигательной сферы, направлены на формирование полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений.
Адаптивная физическая культура имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:
- коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, упражнении с предметами;
- коррекция и развитие координационных способностей;
- коррекция и развитие физической подготовленности;
- коррекция и профилактика соматических нарушений;
- профилактика, коррекция и развитие психических и сенсерно-перцептивных способностей;
- развитие познавательной деятельности;
- формирование личности ребенка.
Ритмика и здоровье ребенка.
Характерные для детей с трудностями в обучении особенности нервно-психического вклада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии.
Содержание работы на уроках:
1. Музыкально-ритмическая деятельность учащихся;
2. Приобщение детей к музыке;
3. Овладение учащихся разнообразными формами движения;
4. Ритмические упражнения с звучащими инструментами;
5. Двигательные навыки, развитие мышечного чувства, пространственной ориентировки и координации движений;
6. Формирование четкости, точности движений.
Значение занятий ритмикой.
Способствует формированию положительных качеств личности.
Положительное влияние на умственное развитие детей.
Занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения детей.
Положительное воздействие уроков ритмики на формирование произвольного внимания учащихся на развитие их памяти.
Музыкальные произведения на уроках ритмики, кроме эмоционального воздействия, оказывают на ребенка организующее и дисциплинирующее влияние благодаря присутствующему в них ритму.
Благодаря системе музыкально-ритмических движений, упражнений, плохая координация, неловкость движений со временем нормализуется.
Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление.
Особенностью урока ритмики,в свете его коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся, который должен быть обеспечить тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планированием урока, внимательным отношением учителя к достижениям каждого ученика.
Необходимо поощрять учащихся с малейшие достижения.
Не допускается отрицательная оценка неудачных и ошибочных действий учащихся, резкий или повышенный тон, привлечение внимания количества к отдельным учащим в случае их неуспехов.
Дети должны испытывать радость об представленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки.