ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме. В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда (так в те далекие годы назывался Санкт-Петербург). Окруженный со всех сторон город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней. Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была снята еще через год - 27 января 1944-го. О блокаде вы наверняка знаете многое (наверное, нет ни одного взрослого человека, который бы не слышал о ней).
Лучше всего о блокаде говорят даже не слова, не стихи или песни, ни фильмы, а кадры кинохроники той трагедии. Давайте тихонечко их вместе посмотрим. Если что-то из увиденного вам будет не очень понятно, вы можете спросить меня после, а я постараюсь вам это объяснить.
https://razgovor.edsoo.ru/video/1537/
Многие считают, что помнить об этих событиях должен каждый человек на Земле. Как вы думаете, почему? Ответьте на вопрос.
Ленинград был взят в кольцо блокады 8 сентября 1941 года, то есть в самом начале учебного года. Как вы полагаете, что стало со школами, когда началась блокада?
Действительно, часть школ продолжала работать. В первый год блокады в городе работали 39 школ. На следующий год открылась уже 91 школа. Учитель в блокадном городе имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, а другой – на случай артобстрела или бомбежки. На обложке тетради дети записывали номер школы и номер бомбоубежища, в котором проходили занятия.
В блокадном Ленинграде продолжали работать не только школы, но и театры, музеи, библиотеки, спортивные арены, концертные залы. Проходили настоящие футбольные матчи, на стадионе собирались болельщики ленинградского «Динамо» и команды Н-ского завода (так в военное время называли Ленинградский металлический завод – по сути, это была команда «Зенит»). В том матче динамовцы одержали победу со счетом 6:0! Вы наверняка знаете о концерте, на котором была исполнена 7-я (Ленинградская) симфония Шостаковича, написанная в первые недели войны – мы с вами говорили о ней не так давно на занятии, посвященном Дню музыки. Многих музыкантов оркестра искали в госпиталях. От худобы некоторые музыканты не могли сидеть и репетировали стоя. Симфония прозвучала под защитой огня советской артиллерии, чтобы за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая бомба. Город старался жить своей обычной жизнью – «города живых», что бы ни говорила фашистская пропаганда!
Ответьте на вопросы:
- Почему в самом конце Великой Отечественной войны Ленинграду было присвоено звание города-героя? У врага не хватило оружия для взятия города или город был так хорошо защищен войсками, которые отбивали врага? А может быть, сила Ленинграда была в чем-то другом?
- Как вы понимаете выражение «подвиг во имя жизни»? В чём может заключаться такой подвиг?
- Какие символы героической стойкости жителей Ленинграда вы можете назвать? (метроном, памятник «Цветок жизни», «Дорога жизни», 125 граммов хлеба…).
Вы наверняка слышали, что ленинградцы получали ежедневную норму хлеба – 125 граммов. Действительно, в самое тяжелое время – в конце 1941 года столько хлеба выдавали людям по карточкам. Тем, кто работал на заводах, побольше, а служащим, детям, старикам – именно те самые 125 граммов в день. Других продуктов почти не было, пока не открыли «Дорогу жизни». - Кто из вас держал в руках или видел этот «ленинградский ломтик хлеба»? - Представьте себе эту норму – легко ли так прожить несколько месяцев?
https://razgovor.edsoo.ru/video/1538/
Трудно понять, как люди могли жить в таких условиях, особенно тяжелыми были зимы 1941-1943 годов.
Ответьте на вопросы:
- Что вы чувствуете, глядя на такой кусочек хлеба?
- Как блокадному Ленинграду удавалось печь настоящий хлеб и печенья для фронта?
Хочу вам напомнить, что после прорыва блокады жизнь города постепенно налаживалась: появлялись продукты, постепенно уменьшались обстрелы. Прорыв блокады Ленинграда стал одним из важнейших событий, связанных с переломом в Великой Отечественной войне.
Подвиги во время Великой Отечественной войны были разными. Труженики тыла работали по 12-14 часов на заводах под девизом «Все для фронта, все для Победы». Были и те, кто не сдавался даже в занятых фашистами городах. Так появились подпольные организации, одна из них – в городе Краснодоне, это были совсем молодые ребята из «Молодой гвардии». Кто из вас слышал, знает их историю?
https://razgovor.edsoo.ru/video/1539/
Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу
в тяжелые военные годы. Ответьте на вопросы.
- Почему мы называем подвигом, казалось бы, обычную жизнь ленинградцев?
- «Молодая гвардия» просуществовала несколько месяцев. Как вы думаете, почему мы считали бы подвигом жизнь молодогвардейцев, даже если
бы они успели совершить всего лишь один свой поступок, например, разбросать листовки против фашистов или поднять красное знамя, не говоря уже об освобождении пленных красноармейцев?
Память о трагедии Ленинграда сохраняется не только благодаря кинохроникам, фотографиям, художественным фильмам или таким разговорам, как наш сегодняшний разговор. Память сохраняется и тогда, когда мы пытаемся воплотить эту нашу память в чем-то материальном – в том, что мы обычно называем памятниками. Если бы вы создавали памятник, посвященный блокадному Ленинграду, то какой символ вы бы использовали?
Презентация
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade-89-presentation.pdf