ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА»
Ребята, я хочу начать наш сегодняшний разговор с показа видеоролика. Он построен так, что только в его завершении раскрывается, кому он посвящен. Но вы наверняка сможете понять это и раньше. Я попрошу вас для себя отметить, в какой именно момент вы догадались, о ком идет речь.
https://razgovor.edsoo.ru/video/2041/
Ребята, какие у вас были версии в начале сюжета? В какой момент вы догадались, что речь идет о профессии учителя?
Ребята, предлагаю посмотреть и обсудить еще один ролик, посвященный работе учителя.
https://razgovor.edsoo.ru/video/2043/
Ответьте на вопросы:
− Как вам кажется, заканчивается ли работа учителя после звонка с
последнего урока? Почему?
− Быть учителем – это профессия или призвание? Почему?
− Только ли в школе нас окружают учителя? Где еще нам встречаются
люди, которые передают нам знания, переживают за нас, за наше
будущее? (спортивные тренеры, педагоги художественных школ,
вожатые, научные руководители, родители и т. д.)
Ребята, вы наверняка слышали, что в знак признательности всем педагогам, учителям нашей страны 2023 объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом педагога и наставника, открытие которого состоялось накануне нашего занятия.
https://razgovor.edsoo.ru/video/2040/
Учитель. Почему именно пеликан стал символом Года педагога и наставника, как вы думаете?
Пеликан - символ милосердия, самопожертвования и родительской любви. Эта птица, кормящая своих птенцов, также является символом ежегодного конкурса «Учитель года России», лучшим учителям России вручается хрустальная статуэтка пеликана. Педагога и наставника.
Почему именно в такой формулировке, как думаете?
В чем разница между педагогом и наставником? Что общего?
Наставник – это обязательно учитель, педагог? Кто еще может выполнять функции наставника?
Наставник – это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил, помог найти себя и выбрать свой путь.
Наставником может стать человек любой профессии, но чаще всего таковыми в нашей жизни являются педагоги, которых принято еще называть Учителями с большой буквы.
В этом году 3 марта исполнилось 200 лет со дня рождения основоположника русской педагогики К. Д. Ушинского. Предлагаю посмотреть и обсудить видеофрагмент, посвященный К. Д. Ушинскому.
https://razgovor.edsoo.ru/video/2044/
Константин Дмитриевич очень хотел изменить учебный мир, и
ему это удалось. Он заменил бездумное заучивание на настоящее
преподавание и обучение, создал комфортную и свободную учебную
атмосферу. Благодаря Ушинскому учитель стал человеком, который не
наказывает, а направляет ученика и прививает ему любовь к знаниям.
Константин Дмитриевич также повлиял на сокращение длительности
урока и введение школьных каникул.
Ответьте на вопросы:
− Какой вклад внес Константин Дмитриевич в развитие образования?
− Почему его учебники, написанные более 150 лет назад, до сих пор с
удовольствием и интересом читают в начальной школе?
− Как вы думаете, почему Ушинского называли «учителем учителей»?
Константин Дмитриевич заботился о том, чтобы любой учитель был умным, добрым наставником для каждого своего ученика. Он писал для учителей книги, в которых рассказывал, как успешно учить детей, как воспитывать в них качества настоящих людей – справедливость, трудолюбие, отзывчивость, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. Послушаем произведение Ушинского «Наше Отечество», которое прочитает Сергей Сергеевич Кравцов, Министр просвещения РФ. Обратите внимание, с какой любовью Константин Дмитриевич пишет о Родине.
https://razgovor.edsoo.ru/video/2042/
Матушка Россия, родная мать… Такое маленькое произведение, а какое множество чувств и эмоций оно вызывает. Что почувствовали вы при его слушании? Расскажите.
Конечно, сердечный отклик на произведение Константина Дмитриевича – глубокая и горячая любовь к своему Отечеству. Каждое произведение Ушинского – это своеобразная зарисовка, урок-беседа «Худо тому, кто добра не делает никому», «Куй железо, пока горячо», «Вместе тесно, а врозь скучно». В своих книгах Константин Дмитриевич дал много советов, как нужно трудиться и учиться, чтобы стать образованным человеком. Предлагаю выполнить интерактивное задание и обсудить высказывания К. Д. Ушинского.
Интерактивное задание «Высказывания К. Д. Ушинского».
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teacherandmentor-57-1/index.html?back_url=/topic/40/grade/57/
У каждого человека – свои Учителя, свои наставники. Их роль невозможно переоценить. Они как маяк, который освещает путь, помогает нам двигаться вперед и всегда поддерживает. Несмотря ни на что, вопреки всему. Благодаря им мы те, кто мы есть сейчас, и кем станем в будущем. Наш успех – высшая награда и благодарность для них. Основная миссия Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, «проживает» с нами трудные и счастливые моменты. Именно об этом совсем недавно говорил в своем Послании Федеральному Собранию и Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин.
Ребята, а помните ли вы вашу первую учительницу в школе? За что вы можете сказать ей «спасибо»? За что и какие слова благодарности вы хотели бы сказать другим учителям?
Владимир Владимирович в своей речи упомянул и благодарность родителям. Как вы думаете, почему?
Действительно, наши родители тоже являются для нас учителями и наставниками – свои первые знания о мире мы получаем от них, они подают нам пример в жизни, поддерживают, защищают и учат быть благодарными нашим учителям.
Ребята, в завершение занятия предлагаю вспомнить, за что мы благодарны своим родителям, учителям, наставникам.
https://razgovor.edsoo.ru/video/2039/
Благодарность – понятие многогранное. Это и эмоции, и способность ценить все хорошее, что есть в жизни, и ответ на добрые дела или поступки другого человека, выраженный словами, действиями. Главное, о чем нужно помнить, – это то, что ваша благодарность приносит большое счастье вам и людям, которым вы благодарны. И пусть этого счастья будет как можно больше.