ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 9 классов по теме
«ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»
Наша страна является не только крупнейшей державой мира. На её территории проживают представители свыше 190 национальностей. Большинство народов России на протяжении веков формировалось на территории современного Российского государства и внесло свой вклад в развитие государственности и культуры. Мы очень разные, но веками живём вместе, вместе учимся и работаем, хорошо друг друга понимаем и составляем единое целое. Мы, граждане России, – единая общность, россияне. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. Большую роль в жизни нашей многонациональной страны играет русский язык. Давайте вспомним, какие слова в русском языке обозначают общение, речь.
Работа с интерактивным заданием №1. Филворд «Общение»
Наше сегодняшнее занятие будет посвящено не только русскому языку как языку межнационального общения народов нашей страны, языку государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, но и родным языкам. Это важный факт: в нашей стране люди разговаривают не только на русском языке, но и на своих родных языках, сохраняя культуру своего народа. Давайте посмотрим видеофильм о разнообразии родных языков в нашей стране.
https://razgovor.edsoo.ru/video/694/
Из видеофильма мы многое узнали о языках и культуре многочисленных народов нашей страны, о том, что Россия бережно сохраняет их разнообразие. 5 Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и мыслями, отвечая на вопросы:
Какие факты о языках вы знали? Что вас удивило?
Какой язык является вашим родным языком?
Какие интересные особенности, существующие в вашем родном языке, вы могли бы назвать?
Как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга?
Какова роль русского языка в объединении народов нашей страны?
Российская Федерация — одно из самых многонациональных государств. За почти тысячелетнюю историю, народы, проживающие на её территории, нашли формы мирного национального сосуществования в единой державе без потери своей самобытности.
Интерактивное задание №2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». «Народов много — страна одна!»
Ежегодно в России в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Большой этнографический диктант – это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому из нас 6 оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна!» Попробуйте ответить на вопросы диктанта 2021 года.
Национальный костюм — всегда отражение народных традиций. Давайте проверим, разбираетесь ли вы в костюмах разных народов России. Вопрос 1 Какой материал играл особую роль в украшении русских головных уборов?
- Цветное стекло
- Жемчуг
- Бисер
Вопрос 2 В XIX веке о внешнем виде мужчин из этого региона говорили так: «[…] одет просто, но любо смотреть, как все части его костюма и вооружение хорошо пригнаны, как всё опрятно, щегольски, чисто, как […] обтягивает стройное тело». В каком регионе была распространена такая мужская одежда?
- Урал
- Сибирь
- Северный Кавказ
Вопрос 3 Этот женский головной убор мордва-мокша называет «бабань панга». Мягкий трапециевидный чепец играл важную роль в традиционном свадебном обряде. Каждая невеста должна была вышить его собственноручно и подарить другой женщине. Кому же предназначался «бабань панга»?
- Матери невесты
- Будущей свекрови
- Подруге, которая выходила замуж следующей
Вопрос 4 На фотографии — один из элементов традиционного свадебного костюма татар. Что это такое и как это носили?
- Это украшение для кос
- Это шейный платок
- Это обмотка для голеней
Вопрос 5 В разных областях России носили кокошники разных цветов, форм и убранства. Например, в Торопецком уезде (в наши дни эта территория входит в состав Тверской и Псковской областей) популярны были «шишаки». Что символизировали эти шишечки на свадебном головном уборе?
- Возраст невесты
- Пожелание плодовитости
- Число сундуков с приданым
Вопрос 6 Кто носил такие головные уборы?
- Северные шаманы
- Дети на Святки
- Молодые матери
Вопрос 7 По какому случаю якутские женщины шили такие яркие платья?
- К празднику весны
- К свадьбе
- К рождению ребёнка
– Ребята, как вы думаете, нужно ли сохранять старинные костюмы? Разве они сейчас кому-то интересны? Народная песня – зачем она современным молодым людям? Народное творчество – зачем музеи собирают старинные вещи, поделки? Почему на уроках литературы мы изучаем народный эпос?
Думаю, вы правы – наш народ объединяют одинаковые духовно-нравственные ценности. Это самое дорогое для нас: справедливость и честь, достоинство и гордость за героев нашей истории, воля и вера в добро, ответственность, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. Объединяет нас наша общая история, наша культура, русский литературный язык и уважение к родным языкам и культурам народов России. Важно понимать, что нам нужно беречь эти ценности, объединяющие нас.